logo

Я-учитель

нашей новой школы

Педагогическая философия учителя

Комбарова Ольга Викторовна

учитель музыки

foto

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

«Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».

(Джованни Руффини)

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

– Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

– Я – вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.

Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

– Я любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто любит их больше всего, – своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

– Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты! – произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

– Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда.

Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Современное общество нуждается в духовно-нравственном, творческом, компетентном гражданине России, любящим свой народ, свою Родину, владеющим культурой и духовными ценностями.

На протяжении многих веков одним из универсальных средств духовно-нравственного воспитания была и остаётся музыка.

Я, как учитель музыки, считаю, что музыкальное образование, нацеленное на формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Мое педагогическое кредо, как учителя музыки, заключается в следующем:

  • верить в каждого ребенка, видеть в каждом ребенке личность, уважать его интересы, раскрывать творческий потенциал ребенка и помогать реализовывать его.
  • на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции.
  • развивать интерес к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, раскрывающему духовный опыт поколений.
  • любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать чувство гордости и патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Б. В. Асафьев в своей книге говорил о музыке так: музыка заставляет нас радоваться и плакать, учит сопереживать и выражать эмоции, помогает видеть доброту и воспитывает искренние чувства, побуждает человека находить хорошее в своей душе. Музыка учит чувствовать, побеждает равнодушие, открывает душу навстречу добру – и в этом и есть ее сила.

    Занятия музыкой во многом способствуют общему психическому, нравственному, творческому развитию ребёнка, раскрытию его способностей, индивидуальности, появлению духовных потребностей, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности.

    Я считаю, что музыкальное воспитание не ограничивается только рамками урока. Важно организовывать и внеурочные формы деятельности. Во время внеурочных занятий я стараюсь быть для ребят наставником и одновременно участником коллективной творческой работы. Мы вместе радуемся общим успехам и учимся справляться с неудачами. Обсуждаем позитивную сторону неудач, ведь каждая неудача – это ступенька к совершенствованию.

    Я счастлива, когда вижу, как «зернышки» прекрасного постепенно прорастают в моих ребятах, которые, я верю, вырастут людьми ищущими, творческими, нравственно и духовно богатыми.

    В душе появляется умиротворение, надежда и вера в то, что мои уроки помогут раскрыть в душах детей истинную МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, не только в смысле хорошего слуха и правильного интонирования, а в смысле музыкальности души: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, чуткости к чужим проблемам, искренности и открытости в своих чувствах.

    Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы обучающиеся самореализовывались, раскрывали свой творческий потенциал, использую личностно-ориентированный принцип работы.

    Вовлекая детей в процесс творчества на уроках музыки, акцентирую внимание не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, что по моему мнению, является более результативным.

    В современных реалиях очень непросто быть учителем. Жалею ли я о своем выборе? Не лучше ли было выбрать другую профессию? Я понимаю, что – нет. Любовь к детям, их любовь ко мне, взаимопонимание, увлеченность любимым делом, ощущение того, что я нужна этим детям, что им со мной интересно, – все это является хорошим стимулом, помогает преодолеть трудности, возникающие на моем жизненном пути.

    Мне неизвестно, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное для меня сейчас – дать им раскрыться в настоящем. И пусть многие из них не будут музыкантами и даже выберут профессии, далекие от искусства, но я верю, что они вырастут хорошими людьми.

    И пока горит свеча Надежды, я верю, что когда-нибудь с радостью и гордостью за своих учеников скажу: «Все-таки моя профессия – лучшая в мире»!