Я-учитель
нашей новой школы
Комбарова Ольга Викторовна учитель музыки |
ЭССЕ «Моя педагогическая философия» |
«Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». (Джованни Руффини) Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: – Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: – Я – вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Подул легкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: – Я любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто любит их больше всего, – своих близких. И эта свеча угасла… Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: – Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты! – произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: – Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда. Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Современное общество нуждается в духовно-нравственном, творческом, компетентном гражданине России, любящим свой народ, свою Родину, владеющим культурой и духовными ценностями. На протяжении многих веков одним из универсальных средств духовно-нравственного воспитания была и остаётся музыка. Я, как учитель музыки, считаю, что музыкальное образование, нацеленное на формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Мое педагогическое кредо, как учителя музыки, заключается в следующем: Б. В. Асафьев в своей книге говорил о музыке так: музыка заставляет нас радоваться и плакать, учит сопереживать и выражать эмоции, помогает видеть доброту и воспитывает искренние чувства, побуждает человека находить хорошее в своей душе. Музыка учит чувствовать, побеждает равнодушие, открывает душу навстречу добру – и в этом и есть ее сила. Занятия музыкой во многом способствуют общему психическому, нравственному, творческому развитию ребёнка, раскрытию его способностей, индивидуальности, появлению духовных потребностей, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности. Я считаю, что музыкальное воспитание не ограничивается только рамками урока. Важно организовывать и внеурочные формы деятельности. Во время внеурочных занятий я стараюсь быть для ребят наставником и одновременно участником коллективной творческой работы. Мы вместе радуемся общим успехам и учимся справляться с неудачами. Обсуждаем позитивную сторону неудач, ведь каждая неудача – это ступенька к совершенствованию. Я счастлива, когда вижу, как «зернышки» прекрасного постепенно прорастают в моих ребятах, которые, я верю, вырастут людьми ищущими, творческими, нравственно и духовно богатыми. В душе появляется умиротворение, надежда и вера в то, что мои уроки помогут раскрыть в душах детей истинную МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, не только в смысле хорошего слуха и правильного интонирования, а в смысле музыкальности души: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, чуткости к чужим проблемам, искренности и открытости в своих чувствах. Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы обучающиеся самореализовывались, раскрывали свой творческий потенциал, использую личностно-ориентированный принцип работы. Вовлекая детей в процесс творчества на уроках музыки, акцентирую внимание не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, что по моему мнению, является более результативным. В современных реалиях очень непросто быть учителем. Жалею ли я о своем выборе? Не лучше ли было выбрать другую профессию? Я понимаю, что – нет. Любовь к детям, их любовь ко мне, взаимопонимание, увлеченность любимым делом, ощущение того, что я нужна этим детям, что им со мной интересно, – все это является хорошим стимулом, помогает преодолеть трудности, возникающие на моем жизненном пути. Мне неизвестно, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное для меня сейчас – дать им раскрыться в настоящем. И пусть многие из них не будут музыкантами и даже выберут профессии, далекие от искусства, но я верю, что они вырастут хорошими людьми. И пока горит свеча Надежды, я верю, что когда-нибудь с радостью и гордостью за своих учеников скажу: «Все-таки моя профессия – лучшая в мире»! |