ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ
Опубликовал OlgaKotovsk 14.02.2012 в раздел: | 12 комментов
Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
- Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
- Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
- Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
- Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
- Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
- Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к доминированию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
- Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие. Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
- Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
Педагогический настрой
Настрой на урок.
Сейчас
я должна быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю
всех детей, находящихся в кабинете, я хорошо чувствую атмосферу и настроение
моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что
надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должна на
нем сегодня делать. Я
готова к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв
времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени
для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собрана и
освещена улыбкой.
Настрой на проверку.
Сегодня ко мне на урок придут проверяющие, для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто- то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться, Я собрана и спокойна.
Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе.
Настрой на серьезный разговор.
Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт. Я готова к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар. Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готова пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности, Я знаю, я верю, я все преодолею. Подводя итог вышесказанному, я думаю, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных, нравственно-духовных ценностей, его убеждения, установок.
Эмоционально-психологическая подготовка педагога к уроку
- Вспомните класс, где предстоит давать урок. Вспомните опыт общения с детьми: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.
- Планируя урок (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании особенностей класса, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу — я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте — я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент — я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).
- Вспомните взаимоотношения с отдельными обучающимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам.
Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):
- дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;
- услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;
- бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ;
- чаще ругает «плохого» за неправильный ответ — реже хвалит за верный ответ;
- не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;
- реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому».
Конечно, такое деление на «плохих и хороших» недопустимо. Избегайте стереотипного поведения.
Каждый ребенок должен знать, что он личность; его поймут и пойдут ему навстречу, помогут и поддержат. Только тогда, атмосфера на уроке будет благоприятной и позитивной, а это одно из важных качеств успешного общения между учителем и учеником.
Версия для печати: Эмоционально-психологический тренинг
12 Комментариев
С уважением Ольга.