ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ

Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

  1. Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
  2. Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
  3. Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
  4. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
  5. Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
  6. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к доминированию  в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
  7. Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие. Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
  8. Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

 

Педагогический  настрой

Настрой на урок.

     Сейчас я должна быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете, я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должна на нем сегодня делать. Я готова к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собрана и освещена улыбкой.


Настрой на проверку.

     Сегодня ко мне на урок придут проверяющие, для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто- то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться, Я собрана и спокойна.

Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе.


Настрой на серьезный разговор.

     Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт. Я готова к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар. Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готова пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности, Я знаю, я верю, я все преодолею. Подводя итог вышесказанному, я думаю, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных, нравственно-духовных  ценностей, его убеждения, установок.

Эмоционально-психологическая подготовка педагога к уроку

  1. Вспомните класс, где предстоит давать урок. Вспомните опыт общения с детьми: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.
  2. Планируя урок  (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании особенностей класса, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу — я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте — я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент — я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).
  3. Вспомните взаимоотношения с отдельными обучающимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам.

     Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):

  • дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;
  • услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;
  • бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ;
  • чаще ругает «плохого» за неправильный ответ — реже хвалит за верный ответ;
  • не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;
  • реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому».
   Кроме того, общение с «хорошим» со стороны педагога более эмоционально-личностно окрашено («Правильно, молодец, садись, Вероника!»), чем с «плохими» («Правильно, садись» или: «Правильно, садись, Чернов».)
   Конечно, такое деление на «плохих и хороших» недопустимо. Избегайте стереотипного поведения.
    Каждый ребенок должен знать, что он личность;  его поймут и пойдут ему навстречу, помогут и поддержат.  Только тогда, атмосфера на уроке будет благоприятной и позитивной, а это одно из важных качеств успешного общения между учителем и учеником.

Версия для печати: Эмоционально-психологический тренинг

12 Комментариев

Добрый вечер, я с Вами полностью согласна! Каждый ребенок имеет право на уважение, любовь и понимание.
С уважением Ольга.
Правильно, Ольга Викторовна, нельзя делить учеников на "плохих" и "хороших"! Каждый ребенок должен знать, что его здесь любят!
Добрый вечер, очень рада,что информация оказалась полезной не только для коллег, но и для родителей.
Я не работаю учителем, но иногда занимаюсь с ребятами, помогаю им разобраться с домашним заданием. Когда находишься один на один с ребёнком скрыть неуверенность невозможно. Ваши советы помогли мне структурировать ход занятий и справиться с робостью.
Добрый вечер! Когда я волнуюсь, то вспоминаю некоторые моменты педагогического настроя. И знаете, действительно иногда такой прием очень помогает. Надеюсь пригодится и Вам, уважаемые коллеги.
Учитесь терпеть и прощать - важное качество для педагогов и для учащихся! Хорошая статья, спасибо!
1 2 »