ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТКОВЫЙ   ВОЗРАСТ

 Подростковый возраст (с11-12 до 15-16 лет) – период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно охарактеризовать как стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпе­чаток на все стороны личности, поведение, чувства. Причина психологических трудно­стей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным на­правлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, импульсивностью. Пик эмоциональной неустойчивости прихо­дится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у де­вочек -13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
  • Неустойчивость может смениться апати­ей, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • Повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменя­ется ранимостью и неуверенностью в се­бе;
  • Потребность в общении сменяется жела­нием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетает­ся с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко гра­ничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • Чувствительность к оценке посторонних своей внешности.
  • Возможно, несложные  рекомендации помогут Вам в общении  с Вашим ребенком в этот непростой для всех период.

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ   РОДИТЕЛЯМ   ПОДРОСТКА

  1.  Неравномерность физического развития ска­зывается на общей деятельности. Часто дети жалуются на быструю утомляемость, головные боли, головокружение, сердцебиение. Поэтому очень важно создать для подростка щадящий режим, следить, что бы они достаточно спа­ли. отдыхали, гуляли.
  2. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Поэто­му очень важно, чтоб взрослые помогли подро­сткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от вас требуется гибкость поведе­ния и реагирования на потребности ребенка. Наиболее функциональными являются те се­мьи, где родители проявляют гибкость, приспо­собляемость и терпимость в своих взглядах и поведении.
  3. Немалую трудность доставляют частые пе­репады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки - вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, по­добно маленьким детям, поступают под влияни­ем не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда под­ростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. В некоторых ситуациях не­обходимо учитывать нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки.
  4. Возникшее у подростков чувство взросло­сти тоже требует к себе особого отношения. Очень важно поддерживать у них ощущение независимости, компетентности, значимо­сти. Например, спрашивать их мнение по тому или иному вопросу жизни или обра­щаться как к эксперту. Когда с подростком считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой - облегчает контакт с ним. Полезно предос­тавлять подростку свободу в отношении то­го, в чем он нуждается (выбирать себе инте­ресы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение).
  5. Заинтересованность и помощь. Призна­ние и одобрение со стороны родителей. Ро­дительская поддержка порождает довери­тельные отношения между детьми и родите­лями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Проявляйте к не­му максимум внимания, переживайте за ка­ждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
  6. Научитесь задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. На­пример, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  7. У подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
  8. Необходимо показать ребенку своими по­ступками, что Вам можно доверять. Никогда не читайте личных дневников и писем.
  9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.

Помните: основными помощниками родите­лей в сложных ситуациях являются терпе­ние, внимание и понимание.

Дружите с вашим ребенком и будьте ему ав­торитетом!


Версия для печати: Рекомендации родителям


3 Комментариев

Прочитала с интересом. Буду использовать на родительских собраниях. Спасибо.
Добрый вечер! Спасибо за Ваше мнение, надеюсь, что информация будет полезна и поможет родителям лучше понять своего ребенка в такой непростой для всех период взросления.
Статья очень ёмкая, хорошие советы для родителей. Спасибо!