"ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ !"

Раздел: «День, полный событий»
Тема:«Что за прелесть эти сказки!»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.

Цель урока: Познакомить обучающихся с  музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Формирование у обучающихся представления о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
  • Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.

Развивающие:

  • Развитие  навыков музыкального восприятия произведений.
  • Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
  • Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.

Воспитательные:

  • Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
  • Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Музыкальный материал: «Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:

 

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийная презентация (в формате Microsoft Powerpoint);
  • Музыкальный центр;
  • Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
  • Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
  • Аудиозаписи для музыкального ряда.

Технологии:

  • личностно-ориентированные
  • здоровье-сберегающие
  • дифференцированные
  • игровые
  • элементы технологии критического мышления 

Ход урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся со сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас в сказочное путешествие.

Слайд №1. Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин). Посмотрите, героев, каких сказок вы здесь узнали? А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).

Слайд №2. А сейчас я представляю вам замечательного русского композитора Н. А. Римского – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А как вы думаете, а почему композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).

Правильно, это композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина, что написал оперу на одну из них.

Слайд №3. Ребята, в сказках герои всегда выполняют различные задания, вот и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:

Послушать фрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит музыка обвести карандашом те рисунки на картине, которые, по вашему мнению, изображает композитор.

Итак, ребята, вы узнали, откуда эти строки? (Сказка о царе Салтане).

Правильно. Скажите, а что же вы выделили на рисунке, что нам изобразила музыка? (бочка, море). Давайте покажем, как движутся волны – плавно, вверх и вниз. Молодцы!

В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда».

Слайд №4. Назовите, какие три чуда в сказке о царе  Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)

Правильно, а как вы думаете, а кто может исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).

Слайд №5. Вспомним состав симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).

Слайд №6. Струнно-смычковые: почему так называются, что сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звук извлекается с  помощью смычка и струн).

Слайд №7. Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звук извлекается с помощью дыхания).

Слайд №8. Медные - духовые (сделаны из меди, звук извлекается с помощью дыхания). Это более мощные инструменты по звучанию.

Слайд №9. Ударные -  (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).

Слайд №10. Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вам побыть немного композиторами. Сейчас вы работаете в паре.  Мы услышим фрагмент поэтического  текста, а вы подберите характер этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный или маршевый характер.  Вам нужно выбрать один или несколько и наклеить на свой композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.

Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, какой же характер вы выбрали? Покажите свои листочки. Давайте покажем нашим гостям.

Слайд №11. А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая или менялась? (менялась). Что хотелось больше: петь или танцевать? Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.

Слайд №12. Второе чудо. Слушаем поэтический текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину). А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).

Слайд №13. Итак, вы снова композиторы. Прозвучит музыка, а вы определите характер, и выберете инструменты, которые по - вашему использует композитор для изображения мощи богатырей.

Итак, какие же инструменты вы выбрали? (Медные и ударные).

А здесь загадка: (на слайде) какой характер – маршевый. Молодцы! Я думаю, что ваш первый композиторский опыт удался.

Слайд №14. А теперь самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, как его описал поэт.

Слайд №15. Ребята, во время звучания музыки слушайте внимательно, и как только вы услышите, что лебедь превратилась в царевну, поднимите эти карточки и я сразу увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче) какой же характер – песенный.

Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина. Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками.

Слайд №16, «Проверь себя». Ребята, поэт и композитор, почему они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт -  сочинил сказку, а композитор изобразил ее в музыке. Сближает их  любовь к сказкам. Значит,  музыка и литература -  взаимосвязаны.)

 Слайд №17. Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с движениями.

Наше путешествие подошло к концу, но сказка не заканчивается. Вы можете встречаться с ней в хороших добрых книгах. А я приготовила для вас вот такое творческое задание. Выполняя его, вы будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.


Версия для печати:"Что за прелесть эти сказки..."
С презентацией к данному уроку можно ознакомиться здесь:

18 Комментариев

Знакомилась со многими разработками на эту тему, но Ваша понравилась больше всего. обязательно использую в новом учебном году. Спасибо, что делитесь с нами!!!!!!!!
Уважаемая Ирина! Спасибо Вам за такие теплые замечательные слова! Очень рада,что разработка урока Вам понравилась! С уважением, Ольга. smile
Ольга Викторовна, большое спасибо за урок!По-моему,он яркий, запоминающийся, талантливый.Как здорово Вы с помощью различных методов и приемов спускаетесь с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершаете "восхождение", передавая не только знания, но и повышая самооценку обучающихся,пробуждая в них желание удивляться новым открытиям.Вы, с помощью сказки, предстаете в роли волшебницы, открывающей перед детьми двери в мир музыки.Желаю вам дальнейшего вдохновения и творчества при разработке новых уроков.
Это как раз тот случай, когда презентация делает урок более ярким, насыщенным, эмоциональным. Замечательный ресурс. Спасибо!
Разработка урока замечательная! Спасибо!
Уважаемые коллеги! Спасибо за Ваши мнения и за такую оценку моего труда, это очень приятно!
1 2 3 »