"ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ" (средства музыкальной выразительности)

Раздел: «Остров музыкальных сокровищ»
Тема: «Чудесные цветы» (ср-ва музыкальной выразительности)
Форма урока: урок-путешествие
 
Цель урока: Развитие эстетического отношения детей к природе средствами музыки на основе сочетания их музыкально-слуховых впечатлений с визуальными и двигательными.

Задачи урока:
 
  • познакомить обучающихся со средствами музыкальной выразительности;
  • формировать метапредметные умения;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки  саморегуляции;
  • развивать навыки музыкального анализа и восприятия;
  • формировать навыки творческого мышления;
  • развивать чувство ритма.
 
Оборудование и материалы урока: интерактивная доска, цветная бумага, клей, магнитная доска, колокольчики.
Музыкальный ряд: фрагменты классических произведений, детские песни, шумовые звуки природы.
Литературный ряд: аудиофрагмент сказки «12 месяцев».

Ход урока.
 
Дети заранее разделены на три группы (вагончики).

Эмоциональный  настрой.
 
                    Доброе утро. Придумано кем-то просто и мудро.
                    При встрече здороваться:
Доброе утро! (хором)
                    – Солнцу и птицам! Доброе утро! (хором)
                    – Приветливым лицам Доброе утро (хором)
 
Ребята,  а какое сейчас время года? (Весна).
А какие признаки весны вы можете назвать? Молодцы.
Назовите самый первый весенний цветок? (Подснежник).
Давайте полюбуемся на  подснежники и послушаем, как о них рассказывается  в знаменитой сказке С. Маршака. (звучит аудиозапись стихотворения).  Ребята, Вы узнали сказку?   (да, 12 месяцев).
Ребята, а Вы видели, как цветок распускается?  Давайте мы с вами на время станем цветочками и покажем, как распускаются лепестки, а заодно  выполним дыхательную гимнастику.
(Встанем, дышим мы носиком, но плечи не поднимаем, а выдыхаем воздух через рот).
 (Звучит музыка Э. Грига «Утро» выполняем упражнение.)
Молодцы!   Русский композитор П. Чайковский сочинил  музыку, которую так и назвал «Подснежник».  Давайте  мы  ее послушаем и нарисуем  наш подснежник  в воздухе. (Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник», пластическое интонирование: дети рисуют цветок в воздухе плавным движением рук.)
Ребята,  что мы можем сказать о характере мелодии, какая она – нежная, ласковая.  А цветок у Вас какой  получился?  (нежный , прозрачный, как и музыка).
Ребята, а теперь соберите  подснежник, который у Вас на столе. (Дети приклеивают на лист белой бумаги стебель, лепестки, а затем готовый цветок вывешивается на магнитную доску.) Ребята, а ведь цветы могут звучать.
Постановка проблемы.
Послушайте, поет Ваш цветочек?  Нет, не поет?  Да для этого нужны особые музыкальные лепестки.  Цель:  И сегодня я научу Вас создавать  звучащий цветок, у которого будет своя музыка.
Но для этого мы с Вами отправимся в путешествие, по музыкальной стране. Там мы встретим удивительных жителей, которые откроют нам свои тайны и помогут создать музыкальный цветок.
А поедем мы на паровозике. Ребята, вы уже в вагончиках, прочитайте  как они называются! (читают надписи: затейники, весельчаки, фантазеры).
Ребята, давайте проверим наш паровозик, повторяем за мной: "Чух-чух-чух, ту-ту-ту, белые барашки,  выдувает на ходу паровоз «Букашка»".
 Итак, мы отправляемся в путь.
(звучит запись: паровоз оправляется).
Пение  под музыку (2 раза):
 
                    Чух-чух-чух,
                    Ту-ту-ту,
                    Белые барашки
                    Выдувает на ходу паровоз
«Букашка».
 
Станция 1. 
(Ребята,  где же мы оказались? Давайте вместе прочитаем название, хором: Звуковая.)
Как Вы думаете, кто здесь живет?  Правильно, здесь живут звуки: шумовые и музыкальные.  Они  решили поиграть  с Вами  и спрятались.  Как же нам их найти, где же они?  Ребята, чтобы зазвучал наш музыкальный цветок, какие звуки нам нужны, шумовые или музыкальные?  (музыкальные). А как мы можем их различить?  (Музыкальные звуки мы можем спеть). А шумовые – спеть не можем.  Послушаем, как идет дождь. (звучит аудиозапись звуков дождя).  Можем мы спеть такой звук? Нет. А  показать  - да.
Ритмическая игра «Дождик».  Получилось? Да. Звуки, которые шумят – это шумовые звуки.
Звучит запись детского хора, дети поют вместе с хором. А вот и музыкальные звуки.  Вы справились с заданием, и звуки дарят Вам свои лепестки. Выберите из лепестков, только тот, который  поможет  нашему цветку зазвучать.  Закрепление: Итак, ребята,  кто же живет на станции звуковая? (шумовые и музыкальные звуки). Молодцы!  
А нам пора отправляться дальше. Заводим наш паровозик.
 
                    Чух-чух-чух,
                    Ту-ту-ту,
                    Белые барашки
                    Выдувает на ходу паровоз
«Букашка».
 
Станция 2. Ладная.
Здесь живут музыкальные лады: Мажор и Минор, они очень влияют на характер музыки.  Познакомимся с ними поближе:
 
                    Жил да был один сеньор. Имя он носил
мажор.
                    Улыбался, хохотал, никогда не тосковал!
 
(звучит музыкальный фрагмент).
Ребята,  какой у Мажора характер? (Веселый).
 
                    Рядом жил другой синьор
  назывался он Минор
                    Часто плакал он, грустил, не смеялся, не шутил.
 
(звучит музыкальный фрагмент).
Ребята, какой у минора характер? Грустный.
Мажор и Минор живут в любом музыкальном произведении и никогда не ссорятся. Если мы хотим веселиться, то какие  выбираем песни?  (веселые), а если погрустить – грустные.   
Ребята, а в вашем классе тоже есть мажорики и минорики,  что не верите? Поднимите руки,  те, кто похож на  веселого  мажорика, а кто иногда  грустит?
А  кто бывает и «мажориком»  и «минориком»?  Замечательно. А сейчас, я предлагаю Вам угадать, где мажор, а где минор.
 (звучит музыка: ребята поворачиваются друг к другу и если мажор – они улыбаются, а если минор хмурят бровки). 
Молодцы, вы  отлично справились с заданием.  Мажор и минор тоже дарят  Вам  свои лепестки. Выберите настроение для Вашего музыкального цветка. Закрепление: Ребята, на какой же мы станции были? (ладная), кто там живет?  Мажор и минор. Ребята, достаточно нам лепестков, может уже цветок зазвучать? (нет)
Едем дальше?  (да). Заводим паровозик.
 
                    Чух-чух-чух,
                    Ту-ту-ту,
                    Белые барашки
                    Выдувает на ходу паровоз
«Букашка».


Станция 3.  Ритмическая.
Здесь живут веселые ритмы:  Дон и Дили.  Ведь, если в музыке есть ритм, есть и порядок.
Дон такой важный и говорит так: Дон, дон, дон.
(Попробуем вместе – хлопаем)
А Дили непоседа, такая как вы.
(Пробуем: дили,  дили,  дили – хлопаем)
Однажды Дон и Дили взяли и поспорили, кто из них главнее, без кого музыки не будет?  Дон, говорит, что без него, а Дили, что без нее.
Давайте попробуем спеть песенку  «Путешественники»  в ритме «дон» (исполняется фрагмент песни).
А теперь споем ту же песенку, но в ритме
«дили».
Чего-то не хватает, как же быть? Как музыке звучать?
Ребята делают вывод о том, что надо Дон и Дили подружить, попробуем? Соединяем ритмы и вместе исполняем ритмический рисунок.
Значит и Дон, и Дили  вместе быть должны, когда они встречаются, то и музыка получается.  Возьмем колокольчики и исполним ритмическое сопровождение  к песне «Волшебный цветок».
(Звучит фрагмент песни  «Волшебный цветок», с ритмическим сопровождением).
Ребята, веселые ритмы прощаются с нами и тоже дарят лепестки для нашего музыкального цветка. Подумайте, два лепестка вы возьмете или один, ведь Дон и Дили дружат. Закрепление: Кто же такие Дон и Дили – веселые ритмы. Ребята, достаточно нам лепестков? Нет.
А мы едем дальше.
 
                    Чух-чух-чух,
                    Ту-ту-ту,
                    Белые барашки
                    Выдувает на ходу паровоз
«Букашка».


Станция 4. Темповая.
Здесь живут  музыкальные темпы. Мы можем их встретить и в природе.  Посмотрите,  что  общего  между муравьем, бабочкой и гусеницей? (движение), а что разного? –  скорость движения разная. Давайте покажем скорость движения в группах: гусеничка – медленно, муравей быстрее, а бабочка самая быстрая. Скорость движения у них разная.  Темп – это скорость музыки.  Мы различаем:  медленный, средний и быстрый.
Скажите, а темп может музыку поменять? Да. Попробуем. Споем песенку «Колыбельная» по группам:  1-я в медленном темпе, 2-я в среднем темпе, 3-я в быстром темпе. Разные получились песни?  (Да. Темп влияет даже на характер музыки). А  эту песню в каком темпе петь было удобнее? – в медленном.  Молодцы, поиграли с темпами, они тоже вам дарят  лепестки для музыкального цветка. Выберите тот, который вам больше нравится.  Теперь наш  музыкальный цветок  собран.
Прикрепите его на магнитную доску.
Посмотрим, что получилось. Каждая группа  вывешивает свой цветок на магнитную доску (3 цветка). Ребята, какие разные у вас цветы. Давайте посмотрим правильные лепестки вы выбрали (анализ использованных средств музыкальной выразительности). Если мы все сделали правильно, то наш цветок зазвучит. Нажмем на цветок на слайде (звучит короткая мелодия).
Ребята, мы справились с заданием? Да. Что же, пора возвращаться домой.
 
                    Чух-чух-чух,
                    Ту-ту-ту,
                    Белые барашки
                    Выдувает на ходу паровоз
«Букашка».


Итог.
Наше путешествие окончилось,  что же мы с Вами создали – музыкальный цветок, а что значит музыкальный? цветок, который поет. А кто же нам помогал? жители музыкальной страны (средства музыкальной выразительности).
Давайте еще раз вспомним жителей музыкальной страны, которые нам помогали.  (Мажор и минор,  музыкальные звуки, ритмы, темпы). У нас все получилось и цветок нам дарит волшебную песню (звучит песня «С нами друг»). Ребята, вы такие молодцы, так хорошо и дружно работали, что для вас есть еще сюрприз: дипломами музыкальной страны награждается команда «Затейники», «Фантазеры»,  «Весельчаки».

Средства музыкальной выразительности.
 
 Темп  
Мажор и минор
(характер музыки)
 Лад
Быстрый, умеренный, медленный
(скорость музыки)
 Звуки    
Дон и Дили
(длинные и короткие звуки)
 Ритм
Музыкальные и шумовые

Соедините стрелочками знакомые Вам средства музыкальной выразительности с их характеристикой.


С презентацией к данному уроку можно ознакомиться здесь:

1 Комментариев

Спасибо!