"ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ !"
Опубликовал OlgaKotovsk 31.01.2012 в раздел: Разработки уроков | 2633 просмотров
Тема:«Что за прелесть эти сказки!»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора.
Задачи урока:
Обучающие:
- Формирование у обучающихся представления о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
- Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Развивающие:
- Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
- Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
- Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
Воспитательные:
- Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
- Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Оборудование:
- Персональный компьютер
- Мультимедийная презентация (в формате Microsoft Powerpoint);
- Музыкальный центр;
- Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
- Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
- Аудиозаписи для музыкального ряда.
Технологии:
- личностно-ориентированные
- здоровье-сберегающие
- дифференцированные
- игровые
- элементы технологии критического мышления
Ход урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся со сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас в сказочное путешествие.
Слайд №1. Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин). Посмотрите, героев, каких сказок вы здесь узнали? А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).
Слайд №2. А сейчас я представляю вам замечательного русского композитора Н. А. Римского – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А как вы думаете, а почему композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).
Правильно, это композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина, что написал оперу на одну из них.
Слайд №3. Ребята, в сказках герои всегда выполняют различные задания, вот и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:
Послушать фрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит музыка обвести карандашом те рисунки на картине, которые, по вашему мнению, изображает композитор.
Итак, ребята, вы узнали, откуда эти строки? (Сказка о царе Салтане).
Правильно. Скажите, а что же вы выделили на рисунке, что нам изобразила музыка? (бочка, море). Давайте покажем, как движутся волны – плавно, вверх и вниз. Молодцы!
В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда».
Слайд №4. Назовите, какие три чуда в сказке о царе Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)
Правильно, а как вы думаете, а кто может исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).
Слайд №5. Вспомним состав симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).
Слайд №6. Струнно-смычковые: почему так называются, что сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звук извлекается с помощью смычка и струн).
Слайд №7. Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звук извлекается с помощью дыхания).
Слайд №8. Медные - духовые (сделаны из меди, звук извлекается с помощью дыхания). Это более мощные инструменты по звучанию.
Слайд №9. Ударные - (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).
Слайд №10. Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вам побыть немного композиторами. Сейчас вы работаете в паре. Мы услышим фрагмент поэтического текста, а вы подберите характер этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный или маршевый характер. Вам нужно выбрать один или несколько и наклеить на свой композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.
Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, какой же характер вы выбрали? Покажите свои листочки. Давайте покажем нашим гостям.
Слайд №11. А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая или менялась? (менялась). Что хотелось больше: петь или танцевать? Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.
Слайд №12. Второе чудо. Слушаем поэтический текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину). А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Слайд №13. Итак, вы снова композиторы. Прозвучит музыка, а вы определите характер, и выберете инструменты, которые по - вашему использует композитор для изображения мощи богатырей.
Итак, какие же инструменты вы выбрали? (Медные и ударные).
А здесь загадка: (на слайде) какой характер – маршевый. Молодцы! Я думаю, что ваш первый композиторский опыт удался.
Слайд №14. А теперь самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, как его описал поэт.
Слайд №15. Ребята, во время звучания музыки слушайте внимательно, и как только вы услышите, что лебедь превратилась в царевну, поднимите эти карточки и я сразу увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче) какой же характер – песенный.
Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина. Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками.
Слайд №16, «Проверь себя». Ребята, поэт и композитор, почему они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт - сочинил сказку, а композитор изобразил ее в музыке. Сближает их любовь к сказкам. Значит, музыка и литература - взаимосвязаны.)
Слайд №17. Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с движениями.
Версия для печати:"Что за прелесть эти сказки..."
18 Комментариев